Просмотров: 598

Два Китая

На сегодняшний день проблемы во взаимоотношениях между современной КНР и о. Тайвань представляют собой весьма интересный для исследования феномен, который связан со спецификой формирования культурной идентичности и современной государственности данных субъектов международных отношений. С приходом к власти нового президента Тайваня Цай Инвэнь особенно остро стоит вопрос выбора политического пути развития острова: пойдет ли Тайбэй на сближение с КНР или активнее станет ориентироваться на построение более близких отношений с США и странами ЕС. По мнению автора, суть политических противоречий между КНР и Тайванем состоит в особенностях культурных различий и специфике формирования национальной идентичности каждого из них.

Сегодня Тайвань представляет собой пример политико-культурного чуда: это единственное государство, которое пришло к демократическому строю без насильственного вмешательства. Исследователи отмечают, что Тайвань является государственным образованием, единственным в ареале китайской цивилизации, которое обладает многопартийной демократией и опытом мирной передачи власти.1 Однако, в настоящий момент все большую силу приобретают споры о национальном составе данного региона и о том, как отражаются единство и культурное многообразие китайской цивилизации в пределах этого государственного образования.

info_taiwan

По мнению автора, необходимо рассмотреть исторические особенности формирования культурной идентичности Тайваня и феномена тайваньского национализма. Дело в том, что Китай на протяжении своего исторического развития обладал собственной цивилизационной идентичностью и, в процессе ее формирования, мало подвергался влиянию извне. Тайвань же исторически представляет собой точку пересечения многих идентичностей, не только исконно тайваньской и китайской, но и европейской и японской.

Первые упоминания о Тайване встречаются еще в древних китайских источниках, повествующих об «Острове в Восточных Морях». Позже, во времена династии Мин (1368 — 1644), Тайвань расценивался как отдельное государство, не входящее в юрисдикцию имперского Китая. Только в конце XV века начинали проводиться португальские экспедиции, которые занимались исследованиями по близости от этого региона.

В конце XVI — начале XVII вв. берут свое начало военные вторжения иностранцев на Тайвань. В 1590 году на Тайвань проникли португальцы, которые дали острову название «Формоза». Однако, с 1626 — 1662 гг. южная часть острова находилась под контролем голландцев из Ост-Индской компании. Важно отметить, что выходцы из Испании и Голландии смогли привнести часть своей культуры на территорию острова, — делались попытки христианизации населения, были организованы плантации по выращиванию риса и сахарного тростника. Данные начинания привели к экономическому подъему, но не оказали решающего влияния на культуру Тайваня.

В 1662 году на территорию Тайваня вторглись выходцы из Китая, сохранивших верность свергнутой династии Мин, под руководством генерала Чжэн Чэнгуна. В ходе ряда столкновений с голландскими колонизаторами о. Тайвань был завоеван материковыми китайцами, было создано самостоятельное государство, которое стало оплотом борьбы с маньчжурским правительством новой династии Цин (1636 — 1912 гг.). В течение времени официальной принадлежности острова к территории имперского Китая, на Тайвань переселилось более 200 тыс. человек. Произошло распространение не только политической идеологии династии Мин на территории Тайваня, но и активное «смешивание» китайцев с тайваньцами, что привело к усвоению китайских ценностей, представленных конфуцианской культурой.

В 1895 — 1945 гг. о. Тайвань оказался под влиянием Японии в следствие китайско-японской войны (1894 — 1895 гг.). По мнению Ишутиной Ю.А. и Поповичевой Ю.Н, первым примером формирования национализма на Тайване послужила форма национализма, развитая на острове японским правительством. Основой для формирования национализма послужили японская доктрина «Кокутай» («государственный организм») и теория «органического государства». Со стороны Японии на острове проводилась политика активной экономической, политической и культурной интеграции. Была выдвинута идея «азиатского сотрудничества», направленная на объединение азиатских народов против европейских завоевателей, таким образом, Япония позиционировала себя как защитник Тайваня и освободитель Азии. С 1937 г. началось распространение японского языка, ознакомление населения с японскими политическими доктринами, внедрение синтоизма, присвоение жителям острова японских имен. С 1905 — 1945 гг. на острове также была внедрена японская система образования.

Japan_with_inset_map_Formosa_and_Riu-Kiu_Islands_from_A_Literary_and_Historical_Atlas_of_Asia,_by_J.G._Bartholomew._J.M._Dent_and_Sons,_Ltd._1912

Тайвань на картах Японии, 1912 год

Чэнь Цзявэй справедливо отмечает, что проводя преобразования в экономической, политической и социальной жизни общества, Япония стремилась стать «отцом для Тайваня». Дело в том, что исторически за островом закрепился образ «сироты Азии». Впервые данное сравнение было использовано в произведении тайваньского писателя У Чжоулю «Азиатский сирота», повествование в котором было посвящено отражению жизни тайваньского общества в период господства японцев. Образ «сироты Азии» закрепился за Тайванем на многие годы и стал ключевой характеристикой особенностей общественного сознания населения острова. Чэнь Цзявэй также отмечает, что через призму рассмотрения образа Тайваня как «азиатского сироты» открывается множество «генетического материала», заложенного в социальную идеологию данной идентичности , что, по моему мнению, позволяет успешно совмещать базовые и приобретенные формы построения государственности.

После окончания Второй Мировой войны (1939 — 1945 гг.), Япония лишилась своего контроля на острове. В то же время на территории Китайской республики происходила гражданская война (1927 — 1950 гг.), в ходе которой республиканское правительство партии Гоминьдан потерпело поражение от войск КПК и было вынуждено отступить, глава партии Чан Кайши вместе с администрацией и парламентом (Национальное собрание), перебрались на Тайвань. Чудодеев Ю.В. также отмечает, что вместе с политическим руководством Гоминьдана на остров хлынул поток приверженцев партии, который, по собранным данным, составил примерно 2 млн человек . Тайвань был провозглашен частью «Китайской Республики», которая отныне должна была стать «правительством» всего Китая. На острове воцарилась диктатура Гоминьдана, было введено военное положение. Руководство партии поставило перед собой цель создания сильного националистического авторитарного государства. Было объявлено, что КНР является «зоной, охваченной коммунистической диктатурой». В свою очередь, руководство КПК отказалось признать законное существование Китайской Республики и объявило остров «раскольнической провинцией» Китая.

600px-Emblem_of_the_Kuomintang.svg

Эмблема партии Гоминьдан

Во время господства Гоминьдан на острове распространялся авторитарный режим, причем руководство партии рассматривало коренных жителей острова как меньшинство, не имеющее политического сознания. Люсьен Пай отмечает, что по агрессивному характеру распространения власти Гоминьдан на территории Тайваня можно проследить, в каких от-ношениях были представители конфуцианской культуры и «чужие».2 По моему мнению, в данной ситуации прослеживается не только меры политической борьбы за выживание со стороны партии, но и традиционная китайская «гордость» за свою нацию и, соответственно, пренебрежительное отношение к представителям других идентичностей.

Ключевое значение на данном историческом этапе также приобретает формирование тайваньского национализма, развитие которому дал Чан Кайши. До переезда партии Гоминьдан на Тайвань, Чан Кайши строил свою теорию китайского национализма, основываясь на взглядах Сунь Ятсена (1866 — 1925 гг.). Согласно его концепции, центральным понятием стала «единая китайская нация» («中华民族»), суть которой состояла в том, что этническое своеобразие проистекает из единой монолитной нации. Чан Кайши развил его идею, дополнив ее обоснованием необходимости построения клановой структуры единой китайской нации. Таким образом, Чан Кайши пытался перенести акцент формирования нации с этнорасового критерия на социально-политические основы. В связи с этим, с приходом Гоминьдана на Тайвань началась активная «китаизация» населения. Людям снова давались китайские имена, происходило привитие традиционных китайских ценностей жизненного уклада. Тайваньское общество до сих пор является носителем конфуцианских ценностей, как отмечает Люсьен Пай, оно даже в большей степени приверженно к их реализации, нежели современное китайское общество.

DoubleTenDayParadeOctober101966

Чан Кайши

В 1975 году после смерти Чан Кайши власть перешла в руки его сына Цзян Цзинго, который начал проводить более либеральную политику на острове. Однако, несмотря на то, что он имел контроль над политической элитой, власти Гоминьдан оказались уязвимыми, поскольку коренные жители Тайваня численно превосходили выходцев из материкового Китая, они доминировали в экономическом секторе и не сильно зависели от правительства в экспортной деятельности. Эта специфическая ситуация полностью изменила социально-экономическую логику традиционной китайской политической культуры. В 1988 году на Тайване было отменен Закон о военном положении и разрешено создание оппозиционных партий, первой из которых стала Демократическая прогрессивная партия (ДПП), таким образом, на острове официально началось преобразование авторитарного режима в демократический. Характерно, что преемник Цзян Цзинго — Ли Дэнхуэй — являлся коренным жителем Тайваня, а также он был вторично (1996 г.) избран на пост путем прямого всенародного голосования. Во время правления Ли Дэнхуэя произошло и преобразование позиций, занимаемых руководством Гоминьдан в отношении КНР. В первую очередь, был снят лозунг «контрнаступления на материк»; Китайская Республика отказалась от своих притязаний на территорию КНР, а также было решено перейти от отношений конфронтации с КПК к мирному сосуществованию на соревновательной основе . Однако, руководство Гоминьдан по-прежнему отвергало возможность воссоединения с материковым Китаем, в очередной раз было объявлено, что Китайская Республика является суверенным государством.

В период с 2000 — 2008 гг. власть находилась в руках у лидера оппозиционной Гоминьдану партии ДПП Чэнь Шуйбяня, который также являлся коренным тайваньцем. В это время начинают набирать силу сепаратистские настроения, а также началась пропаганда идеологии «двух Китаев» («Один Китай — Один Тайвань»), в отличие от позиции, занимаемой руководством партии Гоминьдан — «один Китай». В 2006 году произошла ликвидация Совета национального воссоединения, созданная в период правления Чан Кайши. В то же время руководство ДПП заявило о своей готовности к военной конфронтации с КНР. В частности, в 2008 г. Чэнь Шуйбянь на кануне президентских выборов объявил об увеличении оборонного бюджета Тайваня и о проведении референдума по поводу присоединения Тайваня к ООН в качестве суверенного независимого государства на основе принципа «универсальности». Однако, во время проведения выборов президента, жители острова не поддержали идею референдума, было зафиксировано всего 50% голосов, поэтому референдум считается несостоявшимся.

shuybyan

Чэнь Шуйбянь

Что касается политики, проводимой КНР по отношению к Тайваню, то, с одной стороны, проводится линия стремления к объединению путем развития отношений взаимовыгодного сотрудничества, включающего в себя активный поток инвестиций, поощрение обмена кадрами и т.д. В свою очередь руководство ДПП активно выступает за развитие торговых отношений с КНР в форме «Общего рынка в регионе Тайваньского пролива». С другой стороны, правительство КНР категорически не допускает возможность формального отделения Тайваня от территории Китая в качестве самостоятельного, независимого государства. КПК стремится продвигать на Тайване идею «единого Китая», используя в качестве угрозы ракетные механизмы КНР в южных приморских провинциях государства, в то же время проводя военные учения в Тайваньском проливе.

В период пребывания у власти в качестве президента Тайваня представителя партии Гоминьдан Ма Инцзю в 2008 — 2016 гг. происходит постепенное улучшение отношений между Тайванем и материковым Китаем. По его инициативе было впервые установлено прямое чартерное авиасообщение между Тайванем и Китаем, Тайвань был открыт для туристов из КНР, были ослаблены ограничения на тайваньские инвестиции в китайскую экономику, и приняты меры, которые могут позволить инвесторам из КНР покупать активы тайваньских компаний. В феврале 2006 года, во время визита в Европу, Ма Инцзю заявил, что хотя он и его партия Гоминьдан поддерживают политику постепенного объединения с Китаем, тем не менее, Гоминьдан уважает мнения граждан Тайваня, и что он понимает, что некоторые из них выбирают независимость.

ma_and_xin

Ма Инцзю и Си Цзиньпин

В 2016 г. на президентских выборах на Тайване убедительную победу одержала Цай Инвэнь, представительница ДПП, которая является первой женщиной-президентом Тайваня. Она набрала более 56,28% голосов, против своего главного соперника Чжу Лилунь от партии Гоминьдан, набравшего 31,04%. На мой взгляд, эти цифры говорят о том, что большая часть тайваньцев сегодня стремится к проведению руководством независимой политики и развитию идеи тайваньского национализма. Новый президент Тайваня выступает с жесткой критикой текущего политического курса Ма Иньцзю по сближению Тайваня и КНР. Она также заявила, что планирует придерживаться статуса-кво в экономических взаимоотношениях между двумя субъектами международных отношений. В то же время, она подчеркивает необходимость присоединения Тайваня к экономическому проекту США — Транстихоокеанское партнерство. Учитывая, что первоначально КНР не была приглашена к участию в данном проекте, данные действия могут означать резкое ухудшение во взаимоотношениях Китая и Тайваня. На данный момент, Пекин заявляет, что всеми силами будет противостоять формальному отделению острова и выходу его из-под юрисдикции КНР. В свою очередь, США объявили о своем намерении «преследовать общие американо-тайваньские интересы, а также укреплять неофициальные связи между США и народом Тайваня». Очевидно, что ситуация начинает выходить из-под контроля КНР, — Тайвань с еще большим рвением стремится отстоять свою национальную идею и состояться в качестве независимого субъекта международных отношений. Если ситуация продолжит развиваться в этом ключе, то отношения США и Тайваня станут еще более близкими, что приведет к еще большему распространению американского влияния в АТР, против чего активно борется Пекин.

Tsai-Ing-Wen-Presidente-Taiwan-5

Цай Инвэнь

На данный момент, тайваньский национализм представляется в двух основных формах: умеренная и радикальная. Умеренная форма включает в себя слабо идеологизированную концепцию «любви к тайваньской земле». Согласно этой идее, выдвинутой ДПП, тайваньская земля это единое осязаемое свидетельство национального духа Тайваня, который нужно беречь. Данная концепция предполагала под собой постепенную декитаизацию тайваньского народа, что, фактически, означает отказ от сложившейся в течение долгого времени традиции жизненного уклада, тем более, что около 95% населения острова имеют принадлежность к китайской культурной традиции. Положительной стороной умеренной формы тайваньского национализма является стремление объединить всех жителей острова в единую «жизненную общность», имеющую одну судьбу.

  1. Лекции М.В. Карпова по предмету «Социально-политическая культура стран Азии и Африки».
  2. Lucian W. Pye. Asian Power and Politics: the Cultural Dimensions of Authority. London, Harvard University press, 1985.