Просмотров: 1 235

ТТП, АСЕАН, АТЭС и другие: интеграция в АТР

Обзор действующих торгово-интеграционных организаций АТР (включая ВТО) и отличия ТТП от них

Если не считать ординарные двусторонние соглашения, то международная торговля в АТР (Азиатско-тихоокеанском регионе) регулируется следующими организациями:

1) ВТО

2) АСЕАН

3) АТЭС

4) СТС (Секретариат Тихоокеанского Сотрудничества)

5) ФТО (Форум Тихоокеанских Островов)

Образно говоря, торговая структура АТР представляет собой матрешку, состоящую из вышеперечисленных объединений, часто пересекающихся друг с другом — одна страна может состоять сразу в нескольких организациях. Они различаются по многим факторам, в первую очередь по географическому охвату и глубине интеграции. Высший и наиболее общий уровень представлен ВТО, все нижестоящие институты функционируют по ее правилам и не противоречат ей в правовой сфере. Создание этой организации в 1995 году было поддержано развивающимися азиатскими экономиками. Членство в ней открыло возможности для дальнейшего экономического роста и расширения внутрирегиональных связей. Сегодня бурное развитие Китая и других «азиатских тигров» привело к тому, что через территорию АТР проходит значительная часть мировой торговли.

Несмотря на соответствие ТТП стандартам ВТО, оно является принципиально новым шагом в сторону глобализации и либерализации мировой торговли. Соглашение о ТТП содержит договоренности по вопросам, никак не затрагиваемым нормами ВТО вообще или лишь отчасти: правила инвестирования, трудовые стандарты, нормы по защите окружающей среды, регулирование срока действия патентов на лекарства, торговля сельскохозяйственными товарами и т.д. Эта организация как бы выходит за рамки существующих порядков ВТО, устанавливая тем самым новые правила экономической игры в регионе.

Подробнее о региональных объединениях:

СТС (Секретариат Тихоокеанского Сотрудничества) и ФТО (Форум Тихоокеанских Островов) —  достаточно ограниченны по своим целям и возможностям.  Их членами являются в основном мелкие островные государства. Эти международные группы занимаются обеспечением функционирования их незначительных в общерегиональном масштабе экономик на основе  поддержки Австралии и Новой Зеландии. Большого влияния на современные процессы интеграции они не имеют.

1000px-Flag_of_the_Pacific_Community.svg

Флаг СТС

500px-Pacific_Islands_Forum_Logo.svg

Логотип ФТО

АСЕАН — после подписания в 2007 году Устава АСЕАН, который придал организации статус международного юридического лица была запущена работа над созданием зоны свободной торговли между странами-участницами и другими государствами  региона, включая Австралию, Индию, Китай, Японию, Южную Корею и Новую Зеландию в формате АСЕАН+6. В успехе данной инициативы глубоко заинтересована КНР — с ней в составе она представляет собой реальную альтернативу создающемуся во главе с США ТТП, так называемое Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство. Несмотря на относительно меньший предполагаемый экономический вес (около 25,5% от мирового ВВП у ВРЭП и около 40% у ТТП), у «китайской альтернативы» есть свои плюсы, в частности более легкие требования к странам-участницам в правовом плане. Они прозрачнее норм ТТП, разработанных в режиме строжайшей секретности, и не предполагают таких беспрецедентно жестких положений «американского варианта» в отношении прав на интеллектуальную собственность, рынка труда и взаимодействия правительств и транснациональных компаний. Последнее особенно принципиально, так как в рамках ТТП юридические лица смогут подавать иски напрямую против правительств, не прибегая к посредничеству своего государства, как это происходит, например, в Североамериканской зоне свободной торговли.

Формально любое государство АТР может состоять в обеих организациях. Долгое время так и происходило — даже Япония и Южная Корея участвовали в переговорах с Китаем и с США одновременно, однако после подписания 5 сентября 2015 года итогового Соглашения о ТТП 12-ю странами стало ясно, что многие правительства однозначно повернулись в сторону Вашингтона. Это вызвано и экономическим спадом в КНР и более успешными действиями Соединенных Штатов: они смогли соблюсти секретность переговоров (кроме незначительных утечек), довели их до подписания (несмотря на то, что Китай начал работу над ВРЭП раньше американцев) и пошли на некоторые уступки партнерам, например, снизив срок запрета на производство лекарств-аналогов с 12 до 5 лет. Пока что США опережают Китай в работе над созданием главной в АТР свободной экономической зоны.

850px-Flag_of_ASEAN.svg

Флаг АСЕАН

АТЭС — это организация иного плана. Официально АТЭС ставит перед собой примерно те же цели, что и АСЕАН и ТТП — либерализация торговли, повышение благосостояния населения, интеграция и т.д. Однако есть два ключевых различия. Они состоит в том, что страны-участницы позиционируют АТЭС как «совокупность экономик», избегая излишней политизации, а саму организацию как форум. Таким образом, АТЭС представляет собой всего лишь площадку для дискуссий и заключения соглашений, хоть и весьма крупную и авторитетную. В отличие от ТТП он не берет на себя ответственность за жесткую выработку общеобязательных норм и высокую степень интеграции экономик участников.

APEC_Logo_2003

Логотип АТЭС

Соперничество КНР и США в Азиатско-тихоокеанском регионе

Подробнее остановимся на сравнении ТТП с китайскими интеграционными проектами. КНР уже достаточно давно продвигает свои идеи по созданию зон свободной торговли: вышеупомянутый ВРЭП, Новый шелковый путь, зона свободной торговли в рамках ШОС, с какой-то стороны и деятельность в рамках БРИКС.

RCEP

Страны, участвующие в переговорном процессе по ВРЭП и ТТП

Китай, став второй экономикой по ВВП, уже не собирается идти за американцами и пытается дать миру альтернативную модель развития. Этой цели подчинено создание БРИКС и ШОС — Пекин если не доминирует, то однозначно играет в них ключевую роль. Он пытается скоординировать усилия других развивающихся и стремящихся к независимости от американского давления стран, пока с переменным успехом. Этой цели служат две крупные инициативы в сфере экономики: Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС и Банк развития БРИКС.

Программа сотрудничества ШОС направлена на развитие отношений в области топливно-энергетического комплекса, транспортной логистики, инфраструктуры и т.д. с перспективой создания зоны свободной торговли. При этом ее претворение в жизнь происходит очень низкими темпами в силу различий в экономических системах членов ШОС, противоречий между ними, а также в основном политической направленности деятельности организации. До сих пор двусторонние отношения между участниками превалируют над совместными.

Банк развития БРИКС был создан 15 июля 2014 как альтернатива для Международного валютного фонда. В его рамках предполагается поддерживать инфраструктурные проекты на территории стран-участниц и защищать их национальные валюты.

Также КНР планирует связать ЕАС со своим основным интеграционным проектом последних лет — Новым шелковым путем. Предполагается, что он будет включать в себя огромные системы как морских, так и сухопутных коммуникаций согласно концепции «один пояс и один путь». В проекте он объединит Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века. В случае успеха огромные территории Европы и Азии будут связаны единой системой транспортных коммуникаций. Однако, в отличие от ТТП, значительная часть товарного трафика пройдет по суше. На пути маршрутов Пути последние годы разгорелись серьезные конфликты, мешающие реализации проекта.

Усилия КНР натолкнулись на неблагоприятные экономические и политические условия — кризис в экономике Поднебесной и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это привело к замедлению осуществления китайских проектов и дало возможность Соединенным Штатам предпринять превентивные действия и захватить инициативу. ТТП же не завязано на континентальные пути перевозки товаров, а территории стран, подписавших соглашение относительно стабильны.

Цели создания ТТП и ВТО

В отличие от ВТО и действующих интеграционных организаций АТР, ТТП призван открыть рынки региона преимущественно для одной страны — США. Неравноправие заложено в самой его структуре: заведомое отсутствие среди членов КНР и РФ оставляет ключевую роль Соединенным Штатам. И Япония, несмотря на свои высокие экономические показатели не уравновешивает их влияние в силу политической зависимости Токио от его заокеанских коллег.

Вашингтон ищет пути восстановления американской экономики после кризиса и находит пока что выход в частичной реиндустриализации и создании системы свободных экономических, охватывающих большую часть мировой экономики: ТТП и ТТИП(Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство). Правящие круги США считают, что торговля может стать локомотивом экономического роста и это логичное предположение, ведь соглашение о ТТП отменяет тарифы на тысячи товаров, производящихся в США.

ttip_negotiations

Переговорный процесс по ТТИП

Очень важный момент состоит в том, что ТТП это не просто «поворот в Азию» американской политики, он создается в тесной привязке к своему брату-близнецу ТТИП — аналогичному проекту, направленному на работу с европейскими странами. В центре двух огромных экономических зон будут именно Соединенные Штаты — это шанс для них в их стремлении переформатировать мировую систему торговли. И это стремление несет выраженный антикитайский оттенок. По словам Барака Обамы, «Когда 95% наших потенциальных покупателей живут за границей, мы должны быть уверены, что это мы пишем правила для мировой экономики, а не страны вроде Китая». Вашингтон делает все, чтобы эти правила переписать — вместе ТТП и ТТИП составят большую часть мировой торговли, а значит, именно принципы, на которых строятся они, а не ВТО станут основными для мирового рынка.

Это различие в мотиве образования — ключевое, так как ВТО возникла во многом для обеспечения взаимодействия развитых экономик и развивающихся. Показательно, что работа над ТТП и ТТИП началась после того, как стало ясно, что Дохийский раунд международных переговоров по дальнейшей либерализации торговли в рамках ВТО не дает результатов. Его провал связан с сопротивлением развивающихся стран попыткам развитых индустриальных экономик навязать им соглашения о свободной торговле сельскохозяйственными продуктами и протолкнуть на их рынок продукцию своей промышленности. Следовательно, ставка была сделана на другой формат интеграции.

Вывод

ВТО остается основным объединением, задающим правовой и практический тон всей мировой торговле, но это может измениться в скором будущем. ТТП, при том, что оно не противоречит ВТО и по форме является обычной зоной свободной торговли, выходит за привычные рамки, так как берет на себя регулирование более широкого круга вопросов, дает транснациональным корпорациям возможность напрямую влиять на правительства, производит переворот в структуре торговли, и самое главное — оно разрабатывалось, и предполагается, что будет функционировать, в паре с другим американским проектом — ТТИП. Вместе две эти организации охватят большую часть объема мировой экономики и торговли и сформируют новые правила для всех игроков, вне зависимости от того, вошли они в эти объединения или нет. В таких условиях главенство ВТО в области мирового регулирования будет поставлено под вопрос. Ведь какой смысл останется в ее работе, если основная часть международной торговли станет осуществляться под эгидой других организаций?

Такой исход — угроза стабильности мировой экономической системы, так как правила игры больше не будут защищать (хоть и относительно) выгоду каждого участника, развивающиеся экономики, а только обслуживать интересы развитых государств и транснациональных компаний. Это чревато усилением неравенства и никак не поможет решить проблемы неравномерного развития.