Просмотров: 823

Тибет: дорога «домой»

Как подчинить религиозную власть Тибета политической власти КПК? Пошаговая инструкция от правительства КНР.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 году лидеры КПК объявили о своей цели «освободить» Тибет. Тибет был окончательно присоединен в 1951 году на правах политической автономии. К 1959 году становится очевидным, что правительство Китая не намерено наделять Тибетский Автономный Район какой-либо автономией. Именно в этом году духовный лидер Тибета Далай-лама сбежал из Китая вместе с большим числом своих союзников. Сейчас резиденция Далай-ламы располагается в Индии. Далай-лама и его ближайшие соратники именуются тибетцами «правительством в изгнании».

800px-Dalailama1_20121014_4639

Далай-лама XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́ )- духовный лидер тибетского народа с 1950 года

После того, как Далай-лама покинул Тибетский Автономный Район, правительство КНР назначило лидером тибетской религиозной общины Панчен-ламу X. Властям Китая удалось убедить мировое сообщество и часть тибетского населения, что титул Панчен-ламы исторически является равнозначным титулу Далай-ламы, что между ними никогда не существовало отношений суверена и подчиненного. Панчен-лама X способствовал поддержанию авторитета правительства Китая среди представителей тибетской религиозной общины. Новый религиозный лидер Тибета заслужил невероятное доверие со стороны правительства, ибо он являлся величайшим пропагандистом политики КПК в религиозной и других сферах. Таким образом, китайское правительство довольно успешно заменило нежелающего подчиняться власти КПК Далай-ламу на Панчен-ламу X, который, по сути был гарантом сохранения власти и авторитета КПК. Казалось бы, правительство КНР теперь может полностью контролировать ситуацию в Тибете и спокойно реализовывать свою национальную и религиозную политику, но Панчен-лама  X, к прискорбию лидеров КНР, оказался смертным, скончавшись в 1989 году.

Lama-panchen-10-Choekyi-Gyaltsen02

Панчен-лама X (Чокьи Гьялцен)

Смерть Панчен-ламы означало новый вызов КПК в сохранении стабильности своей власти в Тибетском Автономном Районе. Согласно религиозной традиции тибетской школы буддизма Гэлуг, следующим человеком, получившем титул Панчен-ламы может стать исключительно тот, кого тибетская сангха признает перевоплощением предыдущего Панчена. Поиски перерожденного Панчен-ламы – процедура очень сложная и долговременная. Она заключается преимущественно в проведении многочисленных буддийских молебнов на территории Тибета и ближайших регионов страны, где проживает большое число этнических тибетцев.

В сложившейся ситуации правительство Китая твердо решило не упускать ситуацию из под своего контроля. Буквально на третий день после похорон Панчена Госсовет КНР выпустил постановление «по вопросу перевоплощения Панчен-ламы». Таким образом, правительство КНР прямо и абсолютно открыто отобрало у буддийской общины право самой принимать решения в религиозной сфере жизни тибетцев. «Золотой сертификат Панчен-ламы XI» был вручен в 1995 году 5-летнему тибетскому мальчику представителем Госсовета. В результате утверждения нового Панчен-ламы в Тибетском Автономном Районе КПК обеспечило себе поддержку лидера буддийской сангхи Тибета, что фактически означает поддержку большинства тибетского населения.

Gyaincain_Norbu,_2008

Панчен-лама XI (Гьялцен Норбу) — Панчен-лама с 1995 года

На мой взгляд, правительство КНР довольно неплохо справляется с задачей поддержания своей власти в Тибете, вместе с тем снижая вероятность взрыва сепаратистских и экстремистских настроений среди тибетцев. Этого ему удалось достичь благодаря выполнению следующих шагов:

  1. Вынуждение духовного и политического лидера Тибета Далай-ламы покинуть территорию Тибета
  2. Провозглашение нового духовного лидера Тибета, полностью следующего прямым указаниям КПК
  3. Абсолютное лишение тибетской буддийской сангхи права самостоятельно принимать решение о том, кто станет ее следующим религиозным лидером.

Основа самоидентификации тибетца – его религиозная принадлежность. Этот фактор обуславливает то, что для тибетца основной властью является власть религиозная, а не политическая. В этой связи, тибетское население будет подчиняться тому, в чьих руках сосредоточена религиозная власть. На сегодняшний день почти вся полнота религиозной власти сосредоточена в руках правительства КНР.

На мой взгляд, правительство Китая в решении этого вопроса идет по правильному пути. Несмотря на то, что в Тибете все еще существует доля людей, стремящихся к отделению, КПК все-таки добьется от тибетцев полной поддержки сохранения существующих границ.

Тибетцы и ханьцы (этинеские китайцы) – представители очень разных культур. Они говорят на языках разных языковых семей, носят разные одежды, имеют разную историю и традиции (даже школы буддизма в Китае и Тибете абсолютно разные). Подчинение китайцами столь отличной народности с огромной долей вероятности должно было привести к возникновению культурного конфликта. Само присоединение Тибета во второй половине прошедшего века было очень кровопролитным и жестоким, но сегодня мы видим, что ситуация в Тибете отличается относительной стабильностью и спокойствием.

По моему личному мнению, правительству КНР, несмотря на противостояние его власти лидера тибетской нации, благодаря установлению жесткого контроля над деятельностью религиозных кругов Тибета, удалось избежать подобного конфликта.