Просмотров: 414

Неближний Восток

В свете принятия программы по развитию Дальнего Востока (ДВ), а также обсуждения глобальных проектов по сотрудничеству со странами Азии, хотелось бы вспомнить, что конкретно интересует Россию в Восточной Азии.

Сразу хочу оговориться, что не затрону Монголию, так как некоторые специалисты относят ее к Центральной или Средней Азии по определенным социокультурным признакам. Наша Восточная Азия – это, в первую очередь, Китай, две Кореи, Япония. Не стоит забывать и российском Дальнем Востоке: Восточной Сибири, Алтае, Камчатке, Сахалине и Курильских островах.

Кстати о Курилах, их южная часть в Японии считается спорной территорией, но даже американские исследователи признают их геополитическую значимость для России. Курилы не самое богатое ресурсами место на земле, но они гарантируют подлодкам и Дальневосточной эскадре выход в западные районы Тихого океана, поэтому Министр обороны РФ проверяет их на пригодность для строительства военно-морской базы, «русских Гавайев» (русская колонизация реальных Гавайев, к сожалению, была практически свернута в 1817 году после закрытия Елизаветинской крепости на Кауаи — прим. ред.). Кроме того, острова Курильской гряды выступают в роли стен, ограждающих Охотское море, превращая его в  «бастион», как называют район базирования атомных субмарин, которые, находясь в безопасных водах, могут наносить ракетные удары по территории противника.

kurily

Пейзажи Курильских островов

Японии Курилы важны скорее в идеологическом плане. Но, судя по последней встрече Путина с Абэ, японцы решили не смешивать территориальный спор с экономическим сотрудничеством, о чем 19 мая заявил Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Он в принципе очень оптимистично настроен по поводу участия Японии в инвестиционных проектах, которые предусмотрены в планах развития ДВ. Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) предложил японским инвесторам 29 инвестпроектов общим объемом 16 миллиардов долларов. Власти Японии поставили перед банком развития JBIC задачу брать больше рисков и инвестировать. В частности, банк в следующие 5 лет должен вложить 110 млрд долларов в инфраструктуру в АТР, в том числе на Дальнем Востоке.

Еще японцев привлекает идея Северного морского пути (СМП), который также зависит от восточного направления, так как по нему товары в Европу должны идти из Китая, Кореи, Японии и, возможно, стран ЮВА. Японцы давно облюбовали круизы на российских ледоколах к Северному полюсу. Сейчас они присматриваются к новому проекту, который потихоньку набирает обороты.

northern_route

Маршрут Северного морского пути

Некоторые сценарии климатических изменений предусматривают даже полное очищение Северного Ледовитого океана во второй половине XXI века в конце летнего сезона. Дрейфующие льды, конечно, будут присутствовать в акватории Северного морского пути (СМП), что означает сохранение за Россией права на регулирование мореплавания в этой части Арктики (ст. 234 Конвенции по морскому праву).

Россия рассчитывает на провод грузовых судов по СМП, привлечение инвестиций, развитие регионов за счет строительства сопутствующей инфраструктуры. «Мы исходим из того, что программа Минтранса и Минобороны будет обеспечивать провод коммерческих судов по Северному морскому пути. Это обеспечит дополнительные экономические стимулы в целом и для операторов, которые будут возить грузы. Это, естественно, выгодно за счет сокращения морского пути», — пояснил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

СМП почти вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации по СМП составляет три-четыре месяца, однако благодаря ледоколам ее можно увеличить.

Китаю русский Север тоже может быть интересен не меньше, чем один из крупнейших проектов «Газпрома» — газопровод «Сила Сибири». Китайцы уже играют в казино во Владивостоке, осталось только привлечь их ресурсы к российским проектам. Путин 18 мая лично предложил Азиатскому банку участие в расширении Транссиба, обустройстве Севморпути и проектах на Дальнем Востоке. Хотелось бы заметить, что присутствие китайских инвестиций одновременно привлечет внимание японцев, которые стремяться не отставать от континентального соседа ни в чем и сохранять баланс в треугольнике Москва-Пекин-Токио.

Упомянутый Путиным проект по расширению Транссиба сам по себе весьма древний. Даже Жириновский несколько лет назад говорил на встрече с Путиным о проекте строительства/расширения транспортных магистралей, которые, пролегая по территории России, соединили бы Восток с Западом. Расширение Транссиба сразу же напомнило о мечте РЖД, соединении Транссибирской и Транскорейской магистралей. Масштабный проект напоминает фантастический поезд из фильма корейского режиссера Пон Джун-хо «Сквозь снег». По рельсам этого гиганта можно дошагать от южнокорейского Пусана до крайних оконечностей Европы. Перевозка новеньких «самсунгов» будет занимать меньше времени, будет меньше зависеть от погоды, да и сомалийские пираты в Сибири не водятся.

clip6929515_58Kb

Проект по расширению Транссиба и БАМа является одним из самых по объему уже привлеченных инвестиций

Китай готов поддержать проект, предлагая часть сети протянуть по его территории. Вопрос был только в соединении усилий двух Корей, что, учитывая эхо Корейской войны и ядерную программу КНДР, не самая простая задача.

Судя по всему, Россия приступила к реализации проекта, начав с инвестиций на севере полуострова. К 2020 году объемы взаимной торговли РФ и КНДР «могут достичь миллиарда долларов», заявил в 2015 году министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Этому послужат особые экономические зоны, в том числе создаваемые на Дальнем Востоке территории опережающего развития, Чхонжинская и Кэсонская зоны в КНДР. Нужно развивать транспортную инфраструктуру, налаживать логистические связи. Сделать это быстрее поможет трехстороннее сотрудничество между Россией, КНДР и Республикой Корея. Проект реконструкции железнодорожного участка Раджин — Хасан — наиболее яркий пример такого партнерства. РЖД вложила в модернизацию более 300 миллионов долларов. Конечная цель проекта, как было заявлено, — соединение Транскорейской железной дороги с Транссибом.

В целом можно сказать, что Россия плотно взялась за развитие восточного направления. Есть крупные проекты, амбициозные и даже рискованные, реализация которых идет со свойственной для России гигантоманией и верой в «авось». Но, стоит отметить, что развитие Дальнего Востока хранит в себе практически безграничный простор для сотрудничества с азиатскими партнерами. Это не вызов, это предложение. Хочется верить, что предложение примут.

Источники:

  1. Российская газета. Маршрут проложен. http://rg.ru/2015/04/28/transsib.html
  2. Высшая школа экономики. Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке https://www.hse.ru/news/science/149968182.html
  3. Мантуров: РФ строит ледоколы для освоения Севморпути http://www.vestifinance.ru/articles/70651
  4. Архив ТАСС. http://tass.ru