Просмотров: 434

Почему в Японии все так?

Политическая культура и политическое участие в Японии.

Японию называют «удачным примером модернизации». Азиатская страна за короткий промежуток времени под угрозой стать колонией западных стран смогла провести ряд удачных реформ, подавить и сдержать деструктивные явления в обществе на протяжении XX века и ныне продолжает двигаться в «светлое будущее». Уже более ста лет Япония видит себя в числе мировых держав, активно вступающих во взаимодействие на международной арене, хотя 150 лет назад считалась «закрытой страной». Ключ к успеху модернизации страны Восходящего солнца принято искать в культуре японцев, в том числе в опыте взаимодействия с властями, кодексе властных отношений, т.е. политической культуре.

Любой, кто пытается разобраться в политическом устройстве Японии, наталкивается на его специфические особенности. Почему сейчас в Японии такая низкая явка на выборах? Из-за чего так часто уходят в отставку министры и даже премьеры. Почему в стране до сих пор живет император, этот «Сын солнца», и зачем он нужен в  XXI веке? Разве модернизация не должна была превратить японскую политическую систему в клон западной? Попробуем ответить на эти вопросы.

Ведущие японоведы России, признавая эффективность более чем векового процесса модернизации в Японии, утверждают, что изменениям подверглись далеко не все сферы жизни общества. Так, под влиянием инноваций изменилась только макроструктура социальных отношений (связи между крупными группами в обществе), а микроструктура (личность, семья, коллектив) сохранила традиционные ценности и взгляды на властные отношения.

Что работает в одном масштабе, не обязательно так же сработает в другом. По мнению профессор МГИМО А. Д. Боготурова, в Японии, в рамках единого архетипа возникли две демократии: западная (защищает самовыражение личности от гнета общества и произвола властей) и японская (с акцентом на ограничение личности и подавление ее порывов).

проф.А.Д.Богатуров
проф. А.Д. Боготуров

Авторитетный японист Д. В. Стрельцов в свою очередь указывает на противостояние западного и традиционного в японском обществе: «Европейскому  индивидуализму и разрешению противоречий через конфликт противостоит стремление к гармонии, разделению властей – патернализм, соблюдению законов – преданность традиции, независимости – лояльность».

Д.В.Стрельцов
Д.В.Стрельцов

Ответ на вопрос об аполитичности японского общества лежит в части общественного сознания, незатронутой модернизацией, сохранившей традиции. С эпохи самураев японцы рассчитывали на патернализм со стороны властей. В отношениях патрон-клиент самурай должен был быть готовым отдавать все свои силы на благо господина, так и сейчас служащие японских фирм готовы работать сверхурочно и в выходные. Однако патрон тоже принимал на себя груз обязанностей, по обеспечению самурая землей и домом, а клерка на фирме достойной заплатой и пенсией. Клиент, таким образом, обязался выполнять свои узкоспециализированные задачи, а патрон брал на себя общее руководство, вопросы обеспечения, занимался «политикой».

Кроме того, узкая специализация индивидов также закреплена в культуре, привязана к конфуцианской максиме «Каждый должен заниматься своим делом». Иными словами «Не лезь не в свое дело». Так ее и понимает большинство японцев, концентрируясь на своих житейских проблемах. СМИ поддерживают эти представления, предоставляя в основном отрывочную информацию, изобилующую научными терминами. В результате лишь 1/5 японцев считает, что граждане должны проявлять интерес к политике. Среди наиболее важных для японцев тем фигурируют «пенсионное обеспечение» и «безопасность окружающей среды». «Международные проблемы», для сравнения, занимают девятую строчку.

Кстати, раньше термин «политика» в Японии понимался как «умиротворение страны», «отсутствие неприятностей». Это была священная обязанность монарха. В связи с этим император японцам нужен, как главный ответственный за урожай и отсутствие землетрясений. Для этого он проводит специальные ритуалы.

Император Акихито с супругой Митико
Император Акихито с супругой Митико

Между тем власть имущие оказываются ответственными за политику (специалистами). Они уважают демократию в целом, но вот «кто» и «как» голосует, оговаривают заранее с представителями бизнеса и заинтересованных групп. Сначала заседают в ресторане, только потом в парламенте. Так уж у них заведено.

Вышеописанные представления, безусловно, способствуют социальной стабильности, что позволяет выдерживать вызовы модернизации. С одной стороны, в стране функционируют демократические институты: выборы, СМИ, профсоюзы. С другой, политики могут проводить реформы и заниматься своими делами без бремени социального контроля. Общество работает как отлаженный механизм, тщательно смазанный нормами поведения, все шестеренки на своих местах.

Однако у этой стабильности есть и обратная сторона. Япония входит в число лидеров по индексу внутренней напряженности. Годами сдерживаемое напряжение рано или поздно вырывается и принимает разнообразные, порой ужасающие формы: самоубийства, социально-опасные действия и др. В новостях появляются сюжеты о молодых людях на проезжей части, которые размахивают средневековым оружием или окровавленные останавливают машины, после неудачной попытки самоубийства.

Вынужденные задержки поездов в связи с самоубийствами

Стоит отметить, что в наши дни происходит эрозия социально-политических основ японского общества. Демократия, даже внешняя (институциональная), привносит элемент нестабильности. Японские СМИ так или иначе освещают предвыборные гонки и политические скандалы (этого никто не запрещал). Дела о коррупции становятся достоянием общественности и приводят к отставкам крупных чиновников вплоть до премьера. Так, в «деле Рикруто» конца 80-х оказались замешаны действующий на тот момент премьер Такэсита и будущие лидеры страны: Накасонэ и Абэ.

В Японии всякий уважающий себя политик должен принадлежать к какой-либо партии, и даже беспартийные обычно открыто высказываются в поддержку тех или иных сил. При этом в партиях, особенно в Либерально-демократической (ЛДП) происходит внутренняя борьба отдельных фракций, что отрицательно сказывается на сплоченности политической элиты. Нестабильность политической системы приводит к отсутствию сильного лидера.

На этом фоне происходит медленная перестройка вертикально выстроенного общества, основанного на иерархичности и патернализме, в общество горизонтальное, где главным аспектом являются связи между отдельными людьми. Индивидуализм медленно, но верно набирает обороты в Японии, и включение его в социально-культурные паттерны на данный момент является одной из важнейших задач политического руководства страны.

Библиография:

  1. Политическая система современной Японии под ред. Д. В. Стрельцова, Москва, 2013.
  2. Жуков А. Е. История Японии, том 2, Москва, 1998.
  3. Wolferen Karel Van. The enigma of Japanese power: people and politics in a stateless nation. – L.: Macmillan, 1989.

Еще о политической культуре Японии: