Просмотров: 373

Четыре недостатка системы

Одной из целей нашего проекта является знакомство наших читателей с прессой незападных стран. Мы подбираем и переводим для вас наиболее интересные статьи, для того, чтобы вы самостоятельно могли ознакомиться с тем, что пишут и говорят эксперты восточных стран относительно той или иной темы.

Эксперт: Оценка законности ключевых стратегических решений правительства не беспристрастна: четыре недостатка системы.
Источник: Жэньминь Жибао — существующая с 1948 года передовая китайская газета с тиражом около трех миллионов

«План формирования правительства правового типа 2015-2020гг» постановил необходимость поднимать качество анализа и оценки законности правительственных решений специалистами; способствовать формированию нового класса уникальных китайских «умов»; следовать правилам системы оценки решений с точки зрения угрозы социальной стабильности.
Какова роль экспертных «умов» в формировании правительства правового типа? Каким образом поднять качество анализа и оценки законности специалистами? Какие еще пробелы есть в системе оценки решений с точки зрения угрозы социальной стабильности? Наш репортер взял интервью у одного из экспертов «пробной партии» новой национальной интеллектуальной элиты – сотрудника НИИ китайского народного университета национального развития и стратегических исследований Фэн Юйцзюня.

fan_zu

Фэн Юйцзюнь

Жэньминь Жибао: Какую роль новые уникальные китайские «умы» будут играть в формировании правительства правового типа?

Фэн Юйцзюнь: Интеллектуальные ресурсы – самые ценные для страны и нации в целом. В новейшей истории расцвет любого государства непременно сопровождается подъемом идеологической и теоретической мысли. Столкнувшись с непростой и постоянно меняющейся ситуацией во внутренней и внешней политике, Китай был вынужден начать формировать новый тип интеллектуальной элиты, способной адаптироваться к новым вызовам, обстоятельствам и условиям, особенно это относится к экспертам в области права. Действуя всевозможными методами (стратегические исследования, обсуждение политического курса, воспитание кадров, формирование общественного мнения, публичная дипломатия и т.п.), эти эксперты держат действия правительства в рамках закона, тем самым формируя правительство правового типа. Экспертные «умы» – это те, кто изучает, помогает, обучает, развивает, словом, ведет все виды деятельности, держащие действия правительства в рамках закона. Чтобы они могли полноценно выполнять свою работу по созданию правительства правового типа, необходимо четко понимать, в чем идея и каковы цели создания новой интеллектуальной элиты, строго определить стандарты оценки, а также способствовать постоянному обновлению ее системы, формировать эффективные команды, способные взаимодействовать между собой в случае необходимости.

Женьминь Жибао: Каким образом поднять качество анализа и оценки законности решений специалистами?

Фэн Юйцзюнь: Во-первых, нужно следовать научному подходу и создавать структурированную систему оценки законности ключевых правительственных решений, то есть проводить специальный анализ в каждой сфере (перестройка предприятий, реквизиция земли и ликвидация собственности, прибыльность сельского хозяйства, образование и здравоохранение, охрана окружающей среды, безопасность на производстве, безопасность пищевой и фармацевтической продукции, управление социальным обслуживанием в городах и т.п.), формируя комплексную систему оценки.
Во-вторых, следует четко регламентировать три момента: соответствие закону самой процедуры правовой оценки, в частности, ее контроля и инспекции; ее польза, а также уровень поддержки принятого решения населением.
В-третьих, важна независимая, открытая и надежная поддержка экспертных дискуссий. Надо требовать профессионализма, репрезентативности и сбалансированности; поддерживать независимую экспертную работу; постепенно обеспечивать широкий доступ к профессиональным мнениям и дискуссиям.
В-четвертых, в системе должна быть «третья сторона», самостоятельно оценивающая законность ключевых правительственных решений и мер, предпринятых в ответ на различные общественные события. Надо сломать устоявшийся механизм, в котором решение оценивают лица, принимавшие его; обеспечить научный подход к разработке курса.
И в-пятых, необходимо задействовать соответствующие системы контроля и аудита, депутатов ВСНП, членов НПКСК; дать возможностьлюдям высказаться (устно или письменно) и быть услышанными.

Женьминь Жибао: Какие еще пробелы есть в системе системы оценки решений с точки зрения угрозы социальной стабильности?

Фэн Юйцзюнь: В первую очередь, значение оценки правовой справедливости до сих пор остается недооцененным. Являются ли действия правительства законными, способствуют ли они дальнейшей реализации и стабильности политического курса – этим вопросам часто уделяется слишком мало внимания.
В системе оценки правовой справедливости правительственных решений также есть пробелы – не хватает эффективного регламентированного алгоритма действий.
Недостает обобщения и применения опыта анализа законности мер, предпринятых в ответ на различные общественные события. Соответствующий закон регламентирует только анализ правительством вероятного общественного явления и совсем не затрагивает меры, которые необходимо будет предпринять. Вследствие этого примененные меры могут выходить за рамки закона, а это вызывает народное недовольство, портит имидж правительства и снижает уровень общественного доверия.
Ну и наконец, необходимо создать независимую систему оценки справедливости решений авторитетными экспертами. Оценка по системе самостоятельного внутреннего исследования («кто принимает решение, тот его и оценивает»), когда лица, выносящие решение, одновременно являются его исполнителями, – все это приводит к тому, что оценка рисков стала пустой формальностью, не допускающей альтернативных мнений.