Просмотров: 456

Китайская конфедерация

Официально Китайская Народная Республика – унитарное государство, но все, кто занимаются изучением Китая, так или иначе знают, что китайские местные элиты исторически обладают очень большой самостоятельностью по отношению к центру. И современная КНР в этом плане не исключение.

Однако зачастую трудно представить ту степень независимости, которой местные власти на деле обладают по отношению к центру. Для того, чтобы хотя бы немного понять это, достаточно посмотреть на официальные данные по китайскому бюджету (взяты с сайта Государственного Статистического Управления КНР).

Для начала посмотрим общую динамику бюджета за 2000 – 2014 гг..

graph1

График 1. Доходы и расходы консолидированного бюджета КНР относительно ВВП, %

В целом, ничего необычного: небольшой дефицит (кроме 2007 года), постепенное возрастание доходов и расходов относительно ВВП… Пока единственное, что бросается в глаза – относительная маленькая доля бюджета в ВВП. Например, у США за те же годы доходы консолидированного бюджета составили 24-30 %, а расходы – 28-37 %; у России в 2014 году и доходы, и расходы ещё больше –37,5 и 38,7 % ВВП соответственно. Но это не из-за того, что в Китае государство меньше вмешивается в экономику – просто оно это делает не только через бюджет: в тех же США, например, нет гигантского госсектора, который есть в КНР.

Но перейдём к более интересному – распределению бюджета между центральным и местными правительствами. Для начала посмотрим динамику доходов центрального и местных бюджетов.

graph2

График 2. Доходы бюджетов центрального и местных правительств, % ВВП

И их соотношение.

graph3

График 3. Соотношение доходов бюджетов центрального и местных правительств

Уже интереснее: как мы видим, последние годы доля доходов центрального правительства снижается относительно местных, и уже ниже половины всех доходов консолидированного бюджета (45,9 % в 2014 году, если быть точным). Да и в начале 2000-х доходы местных правительств не падали ниже 45 %.

Такая картина не совсем типична. Так, в консолидированном бюджете России 2014 года, которая в отличие от КНР является федеративным государством, соотношение доходов федеральный центр / субъекты федерации / прочее (внебюджетные фонды и т. д.) составляет 54/33/13. И это не аномалия: в федеративных Соединённых Штатах соотношение федеральный центр/штаты и местные власти вообще в среднем ближе к 2/1. В унитарной Франции доходы центра более чем в полтора раза превосходят доходы местных властей, а в унитарной Великобритании на центр вообще приходится больше 90 % доходов.

Но распределение доходов – это цветочки. Ягодки – распределение расходов.

graph4

График 4. Расходы центрального и местных правительств, % ВВП

 graph5

График 5. Соотношение расходов центрального и местных правительств

В последние годы на центральное правительство приходится только 15 %! всех расходов (правда, явно без учёта переводов от центра местным властям). Такого и близко нет ни в федеративных России и США (соотношение центр/регионы примерно такое же, как и по доходам), ни в унитарной Франции (соотношение центр/местные наоборот даже ближе 2/1), ни в Великобритании (даже после перераспределения в пользу местных властей на центр приходится 70-80 % всех расходов).

Правда, более-менее похожую картину можно увидеть в ещё одной азиатской стране – Японии: если из расходов центра вычесть трансферты местным властям, получится, что доля расходов центра только около 40 %, но всё равно никак не 15% (картина по доходам ближе к КНР: если убрать «доходы» от заимствований и трансферты получится примерно 1/1).

Но вернёмся к Китаю – интересно узнать, а куда конкретно уходят эти 15% и 85 %?

Посмотрим бюджет КНР за 2014 год.

Таблица. Структура расходов консолидированного бюджета КНР, 2014 год

Центральное правительство Местные правительства Всего
млрд. % от общих расходов млрд. % от общих расходов млрд.
Всего расходов 2257,0 14,9% 12921,5 85,1% 15178,6
Госаппарат 105,0 7,9% 1221,7 92,1% 1326,8
Международные отношения 36,0 99,6% 0,1 0,4% 36,2
Оборона 805,5 97,2% 23,4 2,8% 829,0
Общественная безопасность 147,8 17,7% 687,9 82,3% 835,7
Образование 125,4 5,4% 2178,8 94,6% 2304,2
Наука и технологии 243,7 45,8% 287,8 54,2% 531,4
Культура, спорт и СМИ 22,3 8,3% 246,8 91,7% 269,1
Социальное обеспечение и трудоустройство 70,0 4,4% 1526,9 95,6% 1596,9
Здравоохранение 9,0 0,9% 1008,7 99,1% 1017,7
Защита окружающей среды 34,5 9,0% 347,1 91,0% 381,6
Местные городские и деревенские сообщества 1,7 0,1% 1294,2 99,9% 1295,9
Сельское хозяйство, лесоводство и охрана водных ресурсов 54,0 3,8% 1363,4 96,2% 1417,4
Транспорт и коммуникации 73,1 7,0% 966,9 93,0% 1040,0
Статьи расходов, которые указаны только для местных правительств 1433,6 1433,6
% от расходов ЦП % от расходов МП
Прочие расходы 13,0 0,6% 312,5 2,4%
Неучтённые расходы 516,0 22,9% 21,7 0,2%

Как говорится, картина маслом: фактически, Пекин берёт на себя только расходы на армию (самая большая статья расходов центрального правительства КНР) и внешнеполитическую деятельность. В той же Японии, например, расходы центра на соцзащиту в 5 раз больше расходов на оборону.

 Ну и есть ещё две статьи, по которым доля расходов центрального правительства больше, чем в среднем – чуть больше одной шестой расходов на общественную безопасность и почти половина расходов на науку и технологии (для такого бюджета это даже выглядит как аномалия). По всем остальным опубликованным статьям официальных расходов консолидированного бюджета КНР (а это образование, здравоохранение и т. д.) более 90 % приходятся на местные бюджеты.

При этом более 20 % заявленных расходов центрального правительства вообще не учтены, а это 516 млрд. юаней (больше 80 млрд. $). Т. е. это не прочие расходы (они составляют всего 13 млрд. юаней), а именно вообще не учтённые (общие заявленные минус все указанные). У местных властей таких минимум – 0,2 % (всего 21,7 млрд. юаней).

Конечно, нужно ещё учесть, что сумма трансфертов от центрального правительства к местным скорее всего почти в два раза больше всех расходов центра вместе взятых (если считать, что все доходы центра сверх заявленных общих расходов идут на трансферты), но даже с учётом такой величины они составляют только чуть больше 30 % расходов местных властей.

Конечно, бюджет – только небольшая часть обширной палитры взаимоотношений центрального правительства и местных властей в КНР: даже в финансовом плане бюджетные отношения не учитывают внебюджетные фонды и т. п.. А также то, что китайская статистика далеко не идеальна: в основном как раз-таки из-за того, что местные власти могут приукрасить картину как в одну, так и в другую сторону.

Но и исходя из официальных данных по бюджету можно понять, что, по сравнению с западными странами или Россией, в КНР степень самостоятельности местных властей от центра куда больше.